Участвую в конкурсе. Эссе
ДЕПАРТАМЕНТ
ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА МАГАДАНА
Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия
№ 30»
ЭССЕ
«По
стандартам к нестандартной личности»
Годеновой
Веры Алексеевны,
учителя
русского языка и литературы
МАОУ
«Гимназия № 30»
г. Магадан,
2017 год
«Мы лишаем детей будущего,
если продолжаем учить и воспитывать
их так,
как этому учили и воспитывали вчера!»
Дж. Дьюи
Уместно ли говорить о применении стандартов в
образовании? Этот вопрос всегда волновал меня, ведь каждая личность с рождения
нестандартна. Возникает противоречие, с которым сталкивается каждый педагог.
К современным стандартам можно относиться
по-разному. Кто-то категорически против внедрения новых технологий, считая
эталоном модель "советского" образования. Другие думают, что все
"новое" в педагогике - уже хорошо изученное, успешно внедряемое
"старое". Я же считаю, что самое главное не "как?", а
"для чего?". Современная жизнь, век нанотехнологий и компьютерной
техники диктует нам свои условия. Чтобы быть успешным, конкурентоспособным
сегодня, необходимо обладать разными качествами: креативностью,
мотивированностью на дальнейшее обучение, мобильностью, критичностью мышления,
готовностью к сотрудничеству... Этот список можно продолжить. Но как педагог
прежде всего я мечтаю научить своих детей думать! Быть Личностями. И каждый
день ловлю себя на мысли, что именно новые образовательные стандарты, в основе
которых лежит индивидуальный подход, нестандартность решений, позволяют мне
сегодня воспитывать неординарных, творческих людей!
А сколько имеется профессиональных стандартов
классного руководителя! Он "прогнозирует", "анализирует",
"организует", "сотрудничает", "регулирует",
"мотивирует", "контролирует", "защищает",
"помогает"... Он в бесконечном взаимодействии с детьми, их
родителями, учителями-предметниками, администрацией школы... Все это - ради
духовного, умственного, физического совершенства каждого ребенка в классе! Как
мы знаем, во взрослую жизнь из школы должны выйти гармонично развитые личности,
так что классному руководителю никого нельзя обделить вниманием.
Но в современной жизни как быть таким педагогом,
который сумеет увлечь ученический коллектив, повести за собой, стать
по-настоящему классной мамой? Вопрос-то не из легких. Наверное, подразумевается
ответ, касающийся не просто классного руководителя, а личности яркой, даже
нестандартной, являющейся профессионалом с большой буквы.
Когда-то в одном
журнале ("Спутник классного руководителя") мной были прочитаны своего
рода заповеди для воспитателя. Они произвели на меня неизгладимое впечатление,
и мне хочется поделиться ими:
Ø Люби себя и выбранный тобой путь.
Ø Читай на ночь хоть что-нибудь.
Ø Преклоняйся перед чистотой и непорочностью детства.
Ø Иди на урок, как на испытание, но превращай урок в
праздник доброты и разума.
Ø Если ученик не сделал домашнее задание, не ругай
его, а представь, что у него, возможно, были более важные дела, или, что
прискорбно, и ты, и твой предмет для него, мягко говоря, малоинтересны.
Ø Восхищайся детскими открытиями и не спеши оценивать
их с помощью цифр.
Ø Приноси на каждый урок чудо: стихотворение, песенку,
запись голосов великих, притчу, пример из жизни, анекдот, афоризм,
высказывания, шутку...
Ø Твое главное оружие - бодрость, жизнерадостность,
гуманность, а не брюзжание, преследование, демонстрация усталости.
Ø Твое лицо должно быть красиво одухотворенной
красотой, а твой внешний вид не должен напоминать о неминуемой пенсии и скуке
жизни.
Ø Если ученики помнят не тебя, а твои слова и
поступки, значит - твоя педагогическая жизнь получилась.
Конечно, невольно эти правила "примеряешь"
на себя. Очень хочется быть для детей "путеводной звездой" в этом
сложном мире.... Хочется найти подход к каждому, отыскать ключики к их детским
сердцам... Хочется остаться в их памяти и душе... При этом я понимаю, что надо
отдавать себя безраздельно, без остатка. Это сложно. Сложно еще и потому, что
результатов сразу не увидишь. Лишь спустя какое-то время, когда твои выросшие
"дети" реализуются в этой жизни, ты поймешь, что задача выполнена.
Мне кажется, что самое главное - это безграничная
любовь к детям, причем порой это не примерные ребята, а проблемные. Невольно
вспоминаешь слова из поэмы "Мертвые души" Н.В.Гоголя: "Нет, ты
полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит". Иначе говоря,
детей надо принимать такими, какие они есть, со всеми недостатками и заботами.
И я так и поступаю - потому что люблю...
Вернуться на главную страницу>>
|