Шефская работа как одна из форм
духовно-нравственного развития личности
Традиционно в
русской семье было несколько детей. К
сожалению, в современной семье воспитывается, как правило, один или два
ребенка. Например, в одном из 7-ых классов
16 семей, в которых воспитывается
один ребенок; в одном из 3-их классов - 15 семей, и лишь в 13 семьях из двух классов
воспитываются 2 ребенка. Дети в таких семьях не могут приобрести опыта
«старшего» или «младшего». Даже в семье с двумя детьми не редко возникают
проблемы соперничества, конфликты. На наш взгляд, эту проблему может решить
шефская работа, которая в последние годы была незаслуженно забыта. Особенно
одна из ее форм: шефство старших детей над младшими. А между тем, само время
требует возобновления этой некогда распространенной практики: она способствует
сплоченности детей, сохранению и передачи традиций, а также развитию
духовно-нравственных качеств личности.
Предполагаемые
результаты:
- приобщение учащихся к общечеловеческим
ценностям;
- развитие толерантности, сочувствия,
соучастия, а также чувства
ответственности
за свои дела и поступки;
- развитие навыков личностного общения,
способов взаимопонимания.
Этому
способствует разнообразие форм шефской работы. И нам хотелось бы рассказать о
некоторых из них.
Проведение часов
общения по программе духовно-нравственного воспитания личности
«Человек – это его совесть». Шефы готовят для своих подшефных чтение по
ролям авторских рассказов, выразительное чтение стихотворений на определенную
тему. Затем проходит обсуждение услышанного: старшие задают вопросы, побуждая
младших детей размышлять, давать оценку поступкам героев произведений (широко используется методика незаконченного
предложения). Младшие также готовятся, подбирая
пословицы, поговорки на данную тему, объясняя и иллюстрируя их.
Конечно, первое
время дети вели себя скованно: они только знакомились, только начинали узнавать
друг друга.
Проведение
литературной гостиной «Путешествие в Лукоморье», посвященной творчеству А.С.Пушкина, способствовало сближению детей, установлению
доверительных отношений, возникновению взаимных симпатий. Это было
костюмированное представление для параллели 2-х классов, в котором сочетались
ролевая игра и своеобразная проверка знаний по творчеству А.С.Пушкина
(викторина). Подшефные подготовили
рисунки-иллюстрации к сказкам
писателя. После гостиной прошла выставка работ учащихся 2-ых классов.
Укреплению
эмоциональной связи, возникшей между детьми, способствовала проведенная в рамках месячника
патриотического и гражданского
воспитания совместная экскурсия в УВД Магаданской области. После
выступления начальника УВД области Сергеева Андрея Федоровича и вручения
ребятам памятных сувениров учащихся
пригласили в музей, затем в зал боевой славы, где познакомили ребят с
историей УВД и рассказали о героях, отдавших
свою жизнь за сохранение порядка и покоя граждан нашего города. Ребята посетили тренажерный
зал и выставку современного боевого оружия. Эта экскурсия произвела на детей
сильное впечатление: они смогли увидеть
историю УВД (музей славы); посещение выставки боевого оружия,
тренажерного зала дало возможность мальчикам почувствовать себя
будущими мужчинами. Затем была проведена
спортивная игра «Вперед, мальчишки!», в которой принимали участие ребята 2-го, 6-го и 10-го классов (т.е.
разновозрастные команды), а конкурсы проводили девочки этих классов.
Мы рассказали
лишь о некоторых мероприятиях. Если кого-то
заинтересует эта работа, мы можем поделиться опытом и рассказать более
подробно и о других совместных делах.
Проведение таких встреч важно тем, что дети старшего возраста получают опыт
общения с младшими детьми, а младшие
дети чувствуют заботу старших и также
получают опыт совместного общения.
|