Пятница, 03.05.2024, 15:46
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "Гимназия № 30"

Внимание!
Решаем вместе
1 класс
объясняем.рф
Интересно
Госуслуги
_
_
Питание
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

«ФГОС в начальной школе. Учебная проектная деятельность – одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении»
[ Скачать с сервера (272.0 Kb) ] 12.02.2016, 18:33

«ФГОС в начальной школе.

Учебная проектная деятельность – одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении»

Добрый день уважаемые коллеги.

Позвольте представить Вашему вниманию тему моего сообщения

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает организация проектно-исследовательской деятельности.

Так что, же такое проект? Обратите внимание на экран

Проект – это одна из форм исследовательской работы.

Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д.

Под учебным проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.

*Метод проектов необходим для развития познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся, и значительной части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

Что такое проект для ученика?

Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально,  с родителями или в коллективе.

Что такое проект для учителя?

Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать у учащихся умение проектирования. Работа над проектами позволяет учителю обучить детей поиску необходимой информации, приёмам самостоятельной работы, позволяет выйти за рамки привычной организации учебного процесса, разнообразить формы работы. 

Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков. Подробней это можно увидеть на слайде.

·                   Социальных - умение работать в группе; умение  выполнять роли лидера, исполнителя оппонента; умение пойти на компромисс.

·                   Коммуникативных - слушать и слышать, принимать другое мнение,

высказывать свое мнение, презентовать результат работы.

·                   Мыслительных – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных проектов, которые представлены на экране:

·                   по доминирующему в проекте виду деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

·                    по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

·                   по месту проведения: урочные, внеурочные;

·                   по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения).

·                   по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные

Этапы подготовки проекта можно выразить в правиле  «пять П»!

v    Проблема - социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.

v    Проектирование –процесс разработки проекта и его фиксации в какой- либо внешне выраженной форме.

v    Поиск информации - сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.

v    Продукт проектной деятельности -  конечный результат разрешения поставленной проблемы.

v    Презентация – публичное предъявление результатов проекта.

v Шестое "П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться. Младшие школьники описывают продукт, называют его характеристики, которые кажутся им важными для использования продукта по назначению. Младшие школьники способны высказывать оценочное отношение к полученному продукту, приводить аргументы, подтверждающие справедливость их высказывания. При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом следует не забывать о том, что ученики начальной школы в основном высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись.  Также необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. 

На всех этапах работы над проектом формируются навыки самостоятельной работы. Под руководством учителя ученики сами выбирают оптимальные пути решения данной проблемы.

В нашей гимназии учителя начальной школы работают по учебно-методическому комплекту «Школа России» и "школа 2100". Работа над проектами входит в программу обучения и является обязательной как для учителя, так и для ученика. Работа над проектами начинается  в первом классе  с простых, краткосрочных коллективных и групповых творческих проектов  как на уроках  так  и внеурочной деятельности....... Этапы работы  над проектами подробно расписаны в учебниках.

Тематика проектов  ТАКЖЕ может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

С результатами работ,  можно познакомиться  на уроках и внеклассных мероприятиях, где ученики самостоятельно  или совместно с родителями  презентуют  проекты; а лучшие работы можно увидеть на выставках  во время проведения декад по предметам.

Несколько слов о внеурочной деятельности в моём классе. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Клуб  Здоровячков"   носит комплексный характер, что отражено  в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как:  окружающий мир, физическая культура, музыка( ритмическая пластика, психогимнастика, хатха йога, лечебная физкультура). Во втором классе мы  выполнили свободный проект  "Мы будущие олимпионики."В этом году ребята с интересом выполнили долгосрочный   творческий проект   "Мы  против зависимости от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, поставили сценку " Как медведь трубку курил",учились брать интервью у педагогов и родителей.

*Благодаря кружку " Мои первые проекты" на протяжении двух с половиной лет так же проводится работа  направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни .Посредством проектов  я формирую представления  о значении питания и образа жизни  человека в условиях Крайнего Севера: - УЧАЩИЕСЯ  С ИНТЕРЕСОМ    составляют рацион  питания  для всей семьи и  исследуют его влияние на здоровье; -  закрепляют  знания  о группах веществ (белках, жирах, углеводах, витаминах)  полученные на уроках окружающего мира. Все проекты воспитывают  ответственное  отношение к своему здоровью. В 2013 году на базе гимназии прошёл городской семинар  «Проектная деятельность

в школе 1 ступени как  современная  образовательная технология».

Таким образом, проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Она позволяет повысить познавательную активность, мотивацию учащихся, обеспечить деятельностный подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся.

 Список использованной литературы.

1.      Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2006.

2.      Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Составитель Щербакова С.Г. - Волгоград: ИТД "Корифей".

3.      Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Вестник образования.2004. №13, 15.

4.      Ткачук Е.А. Содержание и методические особенности организации проектной деятельности с младшими школьниками. http: www.ped-sovet.ru

Категория: Мои файлы | Добавил: Admin1
Просмотров: 986 | Загрузок: 17 | Рейтинг: 0.0/0