Понедельник, 29.04.2024, 18:53
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "Гимназия № 30"

Внимание!
Решаем вместе
1 класс
объясняем.рф
Интересно
Госуслуги
_
_
Питание
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог файлов

Главная » Файлы » Материалы учителей » Горбатова О.С.

Урок «Легкие, летучие…»
[ Скачать с сервера (73.8 Kb) ] 28.04.2015, 16:56

Цель: Познакомить учащихся со стихотворением и подвести их к его пониманию через анализ синтаксической структуры стихотворения и средств выразительной речи, особенности пунктуации.

Предварительное домашнее задание:

1. Прочитать стихотворение, подготовить выразительное чтение

2. Написать когда, при каких обстоятельствах написано, кому посвящено.

3. Подготовить рассказ об адресате.

Ход урока.

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением А.С.Пушкина "На холмах Грузии...", попытаемся раскрыть глубину его содержания. Для этого нам необходимо провести анализ синтаксической структуры стихотворения и средств выразительной речи, обратить внимание на особенности пунктуации.

-Итак, вы должны были подготовить историю создания стихотворения.(Сообщения учеников звучат на фоне портретов Марии Раевской и Н.Гончаровой(слайды). Затем звучит выразительное чтение стихотворения «На холмах Грузии…»).

- Один из современников поэта, Вяземский, писал: "Написано легко ...и совершенство стиха изумительное". Но художественное совершенство произведения- это результат напряженного труда автора. Жуковский, разбирая после смерти Пушкина его рукописи, был поражен, как неустанно искал поэт единственное, нужное слово: "С каким трудом писал он свои легкие, летучие стихи! Нет строки, которая бы не была перемарана несколько раз". И стихотворение "На холмах Грузии..."- итог кропотливой работы мастера (на слайде рукописный вариант стихотворения). Интересно наблюдать, как работает автор, как меняется его замысел. И дома вам надо было сравнить текст первоначальной редакции и последней, подумать над вопросами:

1. Почему автор отказался от третьей и четвертой строф?

2. Как изменился смысл стихотворения? (Текст первоначальной редакции находится у учеников на партах).

- Приступаем к анализу стихотворения. У вас, ребята, на партах лист "Рабочие материалы", который вы можете заполнить по ходу нашего анализа. (Слайд "Рабочие материалы": знакомство с содержанием).

Обратимся к последней редакции (Слайд "На холмах Грузии...").

·         Сколько предложений в тексте? О чем они?

·         Как соотносятся их микротемы?

Задание:

1.       Определите грамматические основы предложений.

2.       Отметьте скобками части предложений.

3.       Определите средства связи.

Проверка выполненного задания (звучит полный ответ ученика).

·         Как развивается поэтическая мысль в первой строфе?

·         В чем особенность знаков препинания в первом предложении? Какую роль они играют?

·         Что мы можем сказать о втором предложении?

·         Какую эмоциональную и смысловую роль играют знаки препинания?

·         При помощи чего создается неторопливость и размеренность первой строфы?

Рассмотрим вторую строфу.

·         Какова ее интонация?  Как это отразилось в синтаксической структуре? Лексике?

·         Как вы объясните постановку тире?

·         Какую особенность строения предложений первой строфы мы можем отметить? (синтаксический параллелизм).

·         Какой еще художественный прием использовал автор в первом предложении? (инверсия).

·         С какой целью используют инверсию глагола-сказуемого?

·         Чем усилен параллелизм во втором предложении? (лексический повтор "печаль").

·         Для чего автор использует повтор слова "печаль"? Почему "печаль" светлая?

·         Как еще лексический повтор необходимо отметить? (слово"тобой").

·         Какую композицию и смысловую роль он играет?

Задание:

1.       Назовите в тексте синонимы.

2.       Определите их характер.

3.       Определите, с какой целью они использованы.

 

1.       Грустно-печаль-уныние-лексические; передают основное настроение.

2.       Легко-не мучит-не тревожит-лексические и контекстуальные; уточняют характер грусти, подчеркивают, что это светлое, спокойное настроение.

3.       Горит-любит-контекстуальные; выражают пробудившиеся чувства.

·         Обратите внимание на рифмующиеся слова в первой строфе. Каково их смысловое соотношение?(принцип антонимии).

-Сейчас прослушаем индивидуальное сообщение:

"Поэтическая фонетика стихотворения "На холмах Грузии..."

-Еще раз обратимся к строкам стихотворения:

"И сердце вновь горит и любит-

оттого

Что не любить оно не может"

·         Как вы их понимаете? Обратите внимание на двойное отрицание.

·         Почему, по Пушкину, человек должен любить?

-В заключении урока прозвучит романс "На холмах Грузии..." в исполнении ученицы 8 В Кузнецовой Л. за роялем Васильева Т.М.

Категория: Горбатова О.С. | Добавил: Biroka
Просмотров: 797 | Загрузок: 24 | Рейтинг: 5.0/1